Когда мы были в Италии, нас завезли в уникальное место, чем-то напоминающееПетергоф, только намного меньше по размеру и наличию величественных строений. Зато здесь имеется такой же прекрасный сад, полный превосходных фонтанов. Расположена вилла в Тиволе,
в 30 км от Рима. Сад спроектировал архитектор Пирро Лигорио в XVI в. для кардинала Ипполита II д’Эсте, перестроившего в свою виллу средневековый монастырь. Это один из самых великолепных итальянских садов эпохи Ренессанса. Кардинал повелел разбить сад на холме, который располагался в западном направлении и откуда через Кампанию открывался вид на Рим. Из-за круто обрывавшегося холма сады строили уступами, верхняя часть которых примыкала к вилле. Большая центральная ось комплекса подчеркивалась лестницей, а несколько поперечных осей образовывались проходящими по террасам дорожками, которые на всем своем протяжении и в торцах украшены разнообразными декоративными элементами. Сад был задуман и создан по образу и подобию античной виллы Адриана и нескольких расположенных поблизости храмов.
Идея сада виллы д'Эсте заключается в воплощении мысли о превосходстве силы и власти человека над силами природы. Многочисленные водяные эффекты этого сада явились стимулом для создания подобных фонтанов в других итальянских садах, а мода на механизмы, приводимые в движение водой, распространилась в XVII в. вплоть до Франции и Англии. Фонтанные садовые композиции виллы д’Эсте оставались уникальными и непревзойденными долгое время, вплоть до постройки фонтанов Петродворца.
Блестя в темноте, и поет и звенит
Холодная струйка фонтана.
Зацветшие мраморы старых террас,
Разросшийся плющ на пороге…
В таинственных гротах одетые мхом
Забытые, старые боги…
Везде изваяния лилий - гербы
Фамилии д'Эсте старинной.
Максимилиан Волошин
Материал из ВикипедииНазначенный папой Юлием III губернатором Тиволи в 1550 году, кардинал Ипполито II д'Эсте (сын Лукреции Борджа) задумал разбить парк на крутом склоне у дворца. Проект создания парка между церковью Святого Петра и средневековыми стенами окончательно оформился к 1560. Автор проекта – архитектор и археолог Пирро Лигорио, ранее с 1550 осуществлявший раскопки на расположенной поблизости от виллы Адриана; ему помогало множество художников и ремесленников. Убранство виллы было призвано подчеркнуть её высокий престиж как очага культуры, места встречи литераторов, поэтов и музыкантов. Отделка залов, начатая в 1563, проходила под руководством Джироламо Муциано, а затем – Ливио Агрести и Федерико Дзуккаро.Фрески в Зале Благородства 1566-1567. Художник Ф. ДзуккароСтены залов были украшены фламандскими гобеленами, лепными украшениями и фресками, а также античными статуями (впоследствии коллекция статуй оказалась утраченной). Внутренняя отделка помещений была почти завершена к моменту кончины кардиналаВ 1605 кардинал Алессандро д’Эсте приступил к существенному обновлению парка. Работы были продолжены в 1660—1670 годах, при участии знаменитого скульптора Бернини. В XVIII веке вилла пережила длительный период запустения; в 1814 весь ансамбль перешел в наследство Франца Габсбурга. Последним владельцем виллы перед Первой мировой войной был эрцгерцог Франц Фердинанд. С началом войны вилла перешла в собственность государства. В 1920-х годах, а затем сразу после Второй мировой войны (вилла пострадала от бомбардировки) была осуществлена масштабная реставрация. В 2007 году парк получил премию «Самый красивый парк Европы».Как и другие европейские сады эпохи Возрождения, сад виллы д’Эсте несет сложную философскую и политическую символику. Как указывает М. Л. Мадонна, Вилла д’Эсте была задумана как сад нимф Гесперид, посвященный Гераклу, мифическому прародителю рода д’Эсте Ключевым элементом сада в Тиволи стала статуя Геракла, от которой вели две символические дороги — одна к Добродетели, другая к Пороку. На центральной оси сада размещалась, кроме того, статуя Венеры, причем она также воплощала собой возможность выбора — на сей раз между Любовью Земной и Небесной. Сад со своей сложной конфигурацией был задуман как микрокосмос, метафорически воссоздающий местную природную среду. Это соответствовало характерным для XVI века представлениям о всеобщей взаимосвязи явлений (образ цепи, протянутой от первопричины до самых низменных феноменов, присутствует у Джакомо делла Порта в книге «Естественная магия»